Займ Honey Money
Православная книга почтой

Виртуальное христианство

Автор: Иерей Николай Сушков Последнее изменение: 03.10.2013

В очередной раз разглядывая в своих руках толстенную, многосотенную пачку записок о здравии и о упокоении и сравнивая количество записок с количеством присутствующих за богослужением людей, подумалось о том, что христианство стало у нас каким-то виртуальным. А что, удобно. Пришёл, написал записку, заплатил и пошёл заниматься своими делами, а батюшка пусть там молится сам.
Ещё подумалось о том, что знают ли люди, поминаемые в записках, что сейчас за них будет выниматься частица хлеба, которая в конце Литургии будет погружена в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Честною Твоею Кровию»; и, вообще, нужно ли им это. А ведь в этом священнодействии происходит мистическое соединение поминаемых людей со Христом. А мы знаем, что соединение со Христом может быть во благо, а может — «в суд и осуждение». Представьте, человек совершает смертный грех, а в это время частичка с его именем погружается в Кровь Христову, и совершается страшное кощунство и глумление над Величайшей Святыней. Человек, отторгнутый через смертный грех от Церкви, от Тела Христова, лишённый благодати Святого Духа, мистически соединяется со Христом, и получает духовный ожёг, потому что Бог — Огонь, попаляющий грех и всякую нечистоту, а в месте с этим и человека, если он покаянием не растождествил себя с грехом. Поэтому нужно хорошенько подумать, за кого мы подаём записки на проскомидию, и что потом с этой запиской будет происходить. Для поминовения людей, далёких от Церкви, специально существуют молебны и акафисты. Здесь можно всех поминать, даже некрещёных. А на проскомидии мы поминаем верных чад Церкви, которые сами сейчас в силу объективных причин (болезнь, поездка, работа) не могут присутствовать за богослужением и приступить к Святым Тайнам.
И было бы пол беды, если бы те, кто подаёт записки, сами бы молились на службе за своих близких, сами бы вели христианскую жизнь. Ан, нет. Подали и убежали. Но если вы не хотите для своих близких совершить дело любви — труд молитвы, то неужели вы думаете, что Бог будет вас слушать. Можно заказать хоть тысячу «сорокоустов», но пока вы лично не предпримите труд молитвы, труд христианской жизни, толку от этого не будет никакого. Бога не купишь. Такое формальное поминовение будет только в суд.
Нельзя отоноситься к Церкви как к бюро по предоставлению дешёвых религиозных услуг. Любая небрежность и формализм по отношению к тому, что в Церкви происходит, может очень дорого обойтись. Церковь — это особая духовная зона, где действуют свои духовные законы (вспомните фильм «Сталкер»). И эти законы нужно знать и соблюдать, иначе — беда.
Если проанализировать происходящие в нашей церкви процессы, то получается очень невесёлая картина. Принесли младенца покрестить в храм родители, которые сами далеки от церкви и всего того, что с нею связано, то есть виртуальные христиане. Покрестили. Ребёнок растёт, но никакого христианского воспитания не получает, то есть как и его родители становится виртуальным христианином. Когда крещёный ребёнок вырастает, никакого сознательного шага ко Христу он не делает (его этому никто не учил), своего младенческого крещения не актуализирует, оно так и остаётся, как не посеянное семя, в потенциале. И живёт такой человек (чаще всего в смертных грехах) в твёрдой уверенности, что я крещён, и этого достаточно. Потом приносят успопшего виртуального христианина его родственники — виртуальные христиане уже на отпевание. То есть принесли в младенчестве, принесли после смерти, а сам человек так до Христа и не дошёл. И кому потом нужет весь этот спектакль, и какой в нём смысл?
Это и есть те 70% процентов виртуальных православных в нашей стране, о которых постоянно слышишь, когда говорят о церковной статистике.
Приходит такой виртуальный христианин в храм, и ему там говорят, чтобы у тебя и у твоих близких (не важно, ходят они в храм или нет) было всё хорошо (здоровье, благополучие, успех… О Христе, конечно, и речи быть не может), тебе нужно написать записочку о здравии, а чтобы хорошо было вашим усопшим (не важно, ходили они в храм или нет), их нужно заочно (ещё одно порочное явление в нашей церкви) отпеть, если не отпеты, и подать записочку о упокоении. Заплатить копеечку и идти заниматься своими делами.
И вот, стоит батюшка в алтаре с этой грудой записок, с именами виртуальных христиан, в пустом храме и грустно ему становится от этого виртуального христианства.

Социальные сети:

Мне нравится:
Загружаю...
Поделиться:
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Страница для печати Страница для печати

HTML код для сайта или блога
  Мы в других социальных сетях. Давайте дружить!

4 Комментариев:

  • Анна 03.10.2013 в 11:23

    Полностью согласна. Не раз видела, какие длинные записки подают… и уходят. А недавно и вовсе наткнулась на такую вещь в Интернете, как виртуальная часовня. Там, оказывается, и молитву прочитать можно и свечку поставить. Бесплатно, и из дома выходить не надо… И мне тоже стало грустно. Как-то уж очень это похоже на «игру» в веру, в религиозность..

  • Николай 18.10.2013 в 17:23

    очень неоднозначная статья. не может быть единого решения. в храме бываем с супругой каждое воскресенье. несколько лет назад крепко молились за зятя, который стал баловаться водочкой. далеко не верующий. и вот в 35 лет хватил его инсульт. 2 группа инвалидности, но через год полностью восстановился и работает как и раньше вальцовщиком. но за это время вразумил его Господь и он увидел, что есть у него семья. любящая жена, дочка — умница. Господь есть любовь. так что если Он и опаляет, то и это делает во благо! не уставайте молиться за близких сердцу людях. недаром сказано «… и приходящего ко Мне не изжену вон».а если взять родителей наших? все ли были верующими? ведь мало в то время было людей, посещавших службы церковные. так что, и за них не молиться? молитва — есть прошение, а Бог знает какими путями вести нас ко спасению. но автор статьи прав в том, что если испросил поминовение на проскомидии, так и сам молись.

  • Иван 24.10.2013 в 09:00

    Странная статья. Как будто батюшке лень поминать людей. Я сам иногда хожу в Алтарь и знаю как поминают. Зачастую так же виртуально (пользуясь терминологией данной статьи).

    По моему, виртуальное православие — это не то, о чем здесь написано. Здесь о невоцерковленных христианах, которых конечно большинство. А виртуальные христиане, мне кажется, это те, кто много говорят о любви и о вере, сидят в соцсетях и рассуждают о христианстве, а в это время рядом ближние нуждаются в их помощи. У нас много слов о любви (теорий), но мало дел. Как в притче о добром Самарянине — прошел мимо страждущего и священник, и левит — шли в храм помолиться. Нельзя же записку написать — и уйти! ))

    Еще очень сомнительный тезис о том, что на молебнах и акафистах можно поминать некрещеных.

  • Сидоров 03.01.2014 в 08:14

    Это всё от «пари Паскаля» идет.
    Он о чём говорил: не знаешь, веровать или нет, — лучше веруй, хуже-то не будет! Если окажется, что жизни после смерти нет, — все равно об этом никогда не узнаешь.
    Но не ожидал, что его рассуждение будут понимать «по аналогии», распространяя не только на веру в целом, но и отдельные элементы: «Креститься или нет? А что, можно и покреститься: даже если Бога нет, хуже-то не будет…»
    Именно Паскаль породил пресловутую субкультуру тех, кто ходит в церковь три раза в жизни (креститься, венчаться, отпеваться).

Твой комментарий:

Мы Вконтакте







���������� ������� �� ���������� http://polimetal.ru .

Энциклопедия православного христианина


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Русская неделя.TV: православное телевидение он-лайн
 православное
 телевидение
 он-лайн